Малый и средний бизнес

Институты и механизмы формирования среднего класса. Мировой драйвер социально-экономического развития

Проблемно-тематический контент направления – с участием участием российских и зарубежных ученых и экспертов:

Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в современной России занимают одно из центральных мест с конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. (в последние годы существования СССР). Однако разработанный тогда достаточно адекватный пакет мер по решению этих проблем – более или менее очевидный и широко применяемый во многих странах, так и не был применен в системном виде ни в СССР, ни в России. В последние 25 лет малый и средний бизнес развивался во многом спонтанно, в его развитии наблюдались и периоды активности, и периоды пассивности. После мирового экономического кризиса – «структурной революции» 2007-2011 гг. малый и средний бизнес в России (как и экономика России в целом) находится в кризисе. В силу того, такой бизнес России (как и экономика России в целом) «проспали» такую революцию.

С ухудшением экономической ситуации в России в 2013-2014 гг. в 2015 г. принимается решение о генерировании «новой волны» поддержки малого и среднего бизнеса и создании специальной федеральной корпорации. Однако понимание в российской теории и практике управления значения такого бизнеса имеет предельно упрощенный характер, тогда как его проблемы включают огромный пласт вопросов локального и глобального характера. Это не позволяет решать проблемы такого бизнеса, делает недееспособными программы и меры по его развитию и поддержке – в связи с попытками их реализации без учета экономических и политических циклов. В реальности же, малый и средний бизнес имеет прямое отношение к таким циклам, вносит решающий вклад в формирование «совокупной экономической (и политической) активности».

Крупнейшие в мире территории и природные ресурсы России предоставляют огромные возможности для активности малого и среднего бизнеса. Несмотря на это, экономика России находится в состоянии «долгого кризиса» (с краткосрочными прорывами) с 1800 г. – начала современного экономического роста и генезиса мировых экономических – деловых циклов. Такое положение связанно с дифференцированной, конфликтной моделью экономики «центр – периферия», которая отражает одностороннюю, со стороны центра – крупного бизнеса, экспансию и дискриминацию периферии – малого и среднего бизнеса, неравномерное распределение ресурсов, доходов и расходов. Это подавляет малый и средний бизнес, усиливая его отсталость. Поэтому главное направление экономической политики России – минимизация такой дискриминации и распределения.

Антикризисная политика Россиии меет низкую эффективность в силу «слабости» государственных и частных секторов экономики, прежде всего, малого и среднего бизнеса, а также «слабости» систем государственного и корпоративного управления, прежде всего, в части развития малого и среднего бизнеса. Такая «слабость» скрывает источники не только кризисов, но и оживлений в экономике, порождая разбалансированность регулированияи вынужденное «ручное управление». Поэтому любые меры антикризисной политики эффективны в России лишь после создания устойчивых к кризисам субъектов и объектов управления, малых, средних и крупных предприятий, оптимальныхих сочетаний в циклической динамике. Такие пропорции и определяют базовые различия в темпах и последствиях экономического роста и спада в разных странах.

Действительно, основные противоречия между малым, средним и крупным бизнесом связаны с конкуренцией за национальное (мировое) богатство –как общемировой тенденции, которая определяет динамику мировой и локальной экономики (особенно, после Французской революции конца XVIII в.). При этом эффективность такой конкуренции зависит от адекватности учета бизнесом циклических и нециклических колебаний ресурсов, капиталов и доходов, и возрастает по мере укрепления функций управления, прав и ответственности собственников и менеджмента, в целом - увеличения числа собственников (в том числе за счет развития акционерного капитала и биржевых операций). Отсутствие таких условий (в том или ином виде) является одной из причин «долгого кризиса» экономики России, в том числе в современные сложности ее развития.

В этом контексте принципиальное значение имеет структуризация экономики на макро- и микроуровни. Такая структуризация была проведена в 1933 г. Р. Фришем – в процессе разработки экономико-математических методов исследований экономического роста и деловых циклов (в контексте «макродинамики» и «микродинамики»), использована в последствие Дж. М. Кейнсом и получила с 1950-х гг. широкое применение благодаря П. Самуэльсону. Это имело ключевое значение для классификации экономических параметров на опережающие, совпадающие и отстающие индикаторы. Такая классификация была необходима для прогнозирования переломов - нижних и верхних поворотных точек делового цикла, выявления роли предприятий в формировании таких поворотов, а также создании и воспроизводстве национального дохода и богатства.

Так, первичные изменения условий воспроизводства в экономике проявляются именно на микроуровне, а колебания активов и пассивов предприятий, конечном счете, малых предприятий, как «спусковых крючков» оживления и кризисов в экономике, имеют опережающий характер. Это определяет скрытый на макроуровне характер циклов, поэтому – сложность прогнозов их поворотных точек. Такие повороты являются, как правило, «неожиданными» на макроуровне. Поэтому в экономике (в том числе – экономике России) необходимо достаточно большое количество малых и средних предприятий, являющихся наиболее чувствительными индикаторами, обеспечивающими своевременные прогнозы поворотных точек всех типов циклов и превентивные меры экономической – бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и антимонопольной политики.

Это значит, что чем сильнее микроуровень, тем более явными становятся оживление и кризис, их прогнозирование, выявление их причин, поэтому – антикризисная политика (слабость микроуровня – одна из причин неэффективности экономической политики в России). Это – одно из существенных отличий развитых стран (прежде всего, США и ключевых стран ЕС), которое позволяет им осуществлять более или менее адекватные прогнозы циклических колебаний (в рамках НБЭИ и Организации экономического сотрудничества и развития). Ухудшение состояния малых и средних предприятий, рост числа их банкротств – один из признаков наступления кризиса, улучшение состояния и рост числа таких предприятий – один из признаков наступления оживления. Поэтому к таким предприятиям в целом и уделяется особое внимание в этих странах.

Принцип «приоритетности микроуровня в экономике» особо актуален для России – в целях выхода из кризиса и начала оживления экономики. Именно создание новых предприятий – особенно, малых (разрушение монополий крупных и, отчасти, средних предприятий), в том числе за счет рискового капитала крупного – транснационального бизнеса, банков и государства (прежде всего – увеличения их роли в инфраструктурных процессах) должно поддерживать непрерывное действие механизма экономического развития, оптимальные уровни внутренней и внешней конкуренции и цен. В настоящее время - генерировать структурные сдвиги в экономике России, как следствие этого – обеспечит кумулятивный рост инвестиционного и потребительского спроса и предложения, совокупной внутренней и внешней экономической активности в целом.

В России проблема экономического развития состоит в том, какие из форм собственности и какие размеры предприятий, а также какие пропорции между крупным, средним и малым бизнесом могут обеспечить относительно равномерное распределение социально-экономической нагрузки (контроля и ответственности) в стране. Для инициирования в России инвестиционного и потребительского бума, выхода ее экономики из стагнации необходим радикальный перелив ресурсов, капиталов и доходов в реальный сектор. Необходимо «мягкое давление» на товарные и денежные резервы – ресурсы, капиталы и доходы для вовлечения их в оборот, трансформации пассивов в активы – резервную денежную массу в активную денежную массу, резервный капитал в активный капитал, резервный спрос в активный спрос, прибыль в накопления и инвестиции.

Это значит, что в России необходим концептуальный сдвиг в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и антимонопольной политике – с макроуровня на микроуровень, на увеличение числа и поддержку малых и средних немонополистических предприятий, обеспечивающих многократное, мультипликативное наращивание темпов экономического роста. Реализация такой политики должна создать амортизатор будущих экономических кризисов. Главная цель такой политики в современных условиях – остановка нарастающего, особенно в последние 2-3 годаинтенсивного «выталкивания» из страны ресурсов, капиталов, доходов и населения, блокирование достижения «критической точки» такого выталкивания. Это значит, что актуализация малого и среднего бизнеса в современных условиях – это жизненная необходимость для России.

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в России должна быть увязана с проблемами циклических колебаний и их исследованиями, с учетом их в экономической политике. Поэтому Россия должна иметь конкурентный аналог мировых центров таких исследований (главным образом – НБЭИ США), способный обеспечить ее переход к новой экономической парадигме и модели управления – с приоритетом микроуровня (малого и среднего бизнеса). Учитывая, что потребность в таком аналоге существует как у государства, так и у бизнеса – всех размеров и форм собственности. Отсутствие адекватного реагирования на кризисные процессы в экономике связано именно с отсутствием объективной, качественной и системной аналитической и прогнозной информации. Особенно – по малому и среднему бизнесу (и достаточно большой его теневой части).

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.