Экономическая история

Глобальные и локальные тренды мировой истории. Международная ассоциация экономических циклов и кризисов им. М. Бунатяна

Проблемно-тематический контент направления – с участием российских и зарубежных ученых и экспертов:

Экономическая история – это наука мирового масштаба. С 1960 г. проводятся международные конгрессы, создаются центры по организации и координации исследований. С 1962 г. работает Международная ассоциация экономической истории (International Economic History Association). В России вопросы экономической истории имеют особое значение: за последние 100 лет модели экономического развития страны несколько раз менялись, до сих пор идет поиск устойчивой модели развития. Отсутствие в России аналогичной ассоциации – пробел, который должен быть восполнен ускоренными темпами на основе всемирно-исторического подхода, в рамках которого экономическая история – это, прежде всего, история мировых экономических (деловых, конъюнктурных) циклов, особенно, после Французской революции конца XVIIIв. и генезиса современного экономического роста.

Экономическая история – одна из наиболее фундамен­тальных, сложных и дискусси­онных объектов мировых социально-исторических и социально-гу­манитар­ных зна­ний. Актуаль­ность исследований экономической истории связана с открытостью в традиционных и современных исследованиях многих проблем мировой истории, связанных с трактовкой пространственно-временн­ой структуры мировой истории, ее движущих сил и роли – степеней свободы – человека в мировом и локальном цивилизационном, экономическом развитии. Иначе говоря, с открытостью проблем трактовки пространственно-времен­ных закономерностей, связывающих прошлое, настоящее и будущее в единую причинно-следственную систему. В конечном счете – с открытостью проблем периодизации и прогнозирования мировой, в том числе экономической истории.

Очевидно, что решения этих проблем зависят от концептуальных подходов к мировой истории. Такие подходы синтезируются в трех базовых исторических концепциях – прогрессивной, регрессивной и циклической. В результате их применения мировая история (материальная – экономическая и духовная культура) принимает прогрессивный, регрессивный или циклический характер. Поэтому одни и те же цивилизационные, экономические и политические события, причинно-следственные связи между ними, роль человека и социума в мировой истории, могут представляться в разных концепциях либо прогрессивными, либо регрессивными, либо циклическими. В силу этого человек и социум обладают «свободой выбора» между тремя разными моделями развития, и поэтому – «свободой поведения», выработки мировоззренческих парадигм.

В современной теории и практике управления в экономике и политике доминируют два исходных положения. Согласно первому – современный этап всемирной истории, начиная с XV-XVI вв. – это уникальный период не ограниченной пространством и временем экономической, социальной и политической глобализации - экспансии.  Согласно второму – всемирная история - это преимущественно экономическая (материальная) история, связанная с индивидуальным и социальным «физическим (материальным) выживанием» как единственной универсальной движущей силой всемирной истории. Это означает, что экономические изменения имеют первичный характер и подлежат первоочередному исследованию. Тогда как неэкономические (нематериальные – духовные) изменения и соответствующая история имеют, напротив, вторичный, частный и случайный характер.

Однако эти положения противоречивы и не соответствуют исторической действительности. Всемирная история – как циклический процесс – включает три большие (в среднем) 2200-летние мировые – цивилизации: Египетскую (середина V - конец III тыс. до н.э.), Шумеро-аккадскую (конец III тыс. до н.э. – середина I н.э.) и Римскую (середина I – начало III тыс. н.э.). При этом каждая из этих цивилизаций включает два относительно автономных и взаимосменяемых (в среднем) 800-летних периода: период цивилизационного роста – «повышательной волны», и период цивилизационного спада – «понижательной волны». Периоды как волны, в рамках которых происходят два противоположных, но стандартных и универсальных во всемирной истории процесса – религиозная и светская (экономическая) глобализация (экспансия) и локализация (реэкспансия) .

Во многих философско-исторических концепциях мировая история трактуется как система из трех взаимосменяемых эпох. Согласно Ж. Бодену (Ф. Бэкону, Х. Келлеру, Г. Гегелю) - из восточной, античной и европейской эпох. Т. Кампанелле – из этапов теократии, ереси и атеизма. Дж. Вико – из эпох богов (теократии), героев (аристократии) и людей (демократии и монархии). А. Фергюссону (Л. Моргану и Ф. Энгельсу) – из эпох дикости (отсутствия собственности), варварства (появления собственности) и цивилизаций (закрепления собственности). О. Конту – из теологической стадии познания (фетишизма, политеизма и монотеизма), метафизической и позитивной стадий познания. О. Шпенглеру – из эпох апполоновского, магического и фаустовского духа. П. Сорокину – из эпох идеациональной, идеалистической и чувственной культуры.

Такое чередование цивилизационных доминант схематично составляет упрощенный вариант триады – «диаду» – циклические колебания между двумя полярностями. Прежде всего – «от любви к борьбе и от борьбы к любви, от мира к войне и от войны к миру» Платона (Эмпедокла) в циклах разной длительности – от длинных циклов (Великого 26000-летнего года Платона) до коротких циклов. Такие колебания воспроизводят макрокосмос и микрокосмос, формируя их взаимное подобие, а взаимно накладываясь, такие колебания воспроизводят разные уровни «мира» и «войны» – и это создает иллюзии их непрерывности. Концепция множественности циклов сохранилась до сих пор, прежде всего – в теориях длинных и коротких экономических и цивилизационных циклов, в ряде исторических концепций, в частности, у П. Сорокина, Ф. Броделя.

Другие такие диады – циклические колебания «от упорядоченности к беспорядку и от беспорядка к упорядоченности, от добра к злу и от зла к добру» Н. Макиавелли, «от эволюции к разложению и от разложения к эволюции, от интеграции к дезинтеграции и от дезинтеграции к интеграции» Г. Спенсера. В целом все такие диады – это концепции циклических колебаний дихотомий – «идеальное – материальное», «религиозное – светское», смены периодов доминирования идеализма, религиозной детерминанты, и материализма, светской детерминанты. В том числе у А. Тойнби (С. Хантингтона) в тезисе о «совпадениях в мировой истории религиозных максимумов со светскими минимумами и, наоборот – светских максимумов с религиозными минимумами» которые детерминируют периодическую смену религиозных и светских доминант.

Во всемирной истории имели место три 800-летние волны религиозной и экономической глобализации и локализации в каждой из трех мировых цивилизаций. В современной мировой (римской) цивилизации религиозная глобализация проходила с 329 по 1147 гг. Как период роста цивилизации, сгенерированного установлением с 57 по 329 гг.  «христианского (ближневосточного) культа», и, одновременно - период локализации ранее сформированных (шумеро-аккадских) экономических процессов. Период роста этой цивилизации сменился экономической глобализацией, которая проходит с 1420 по 2236 гг. Как период спада цивилизации, сгенерированного установлением с 1148 по 1420 гг. «городского (западноевропейского) культа», и, одновременно - период локализации ранее сформированных (римских - христианских) религиозных процессов.

Таким образом, мировые процессы происходят на основе двух «встроенных» – религиозных и экономических (светских) – регуляторов, поддерживающих динамический баланс в мировых цивилизациях между хаосом и порядком, энтропией и негэтропией посредством экономической и религиозной глобализации и локализации. Это означает, что движение всемирной истории в форме мировых цивилизаций, в том числеи экономических циклов – это двуединый процесс, направленный на реализацию двух целевых установок. Во-первых – на поиски духовных ресурсов, обеспечивающих «духовное выживание» в периоды роста цивилизаций. В современной цивилизации - с 329 по 1147 гг. Во-вторых – на поиски материальных ресурсов, обеспечивающих «физическое выживание» в периоды спада цивилизаций. В современной цивилизации – с 1420 по 2236 гг. 

Из этого следует, что указанные выше положения, взятые в основу современной теорий и практике управления в экономике и политике, имеют односторонний, утрированный и ошибочный характер. В действительности, всемирная история не ограничивается лишь современным ее этапом – этот этап, начиная с XV-XVI вв. – лишь «частное и локальное» состояние всемирной истории, имеющее две сравнительные аналогии в прошлом. Более того, всемирная история – это не только и столько преимущественно экономическая йавным образомым образом, 1717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717история, которая также является лишь «частное и локальное» состояние всемирной истории. Поэтому движущей силой всемирной истории, в том числе экономической истории является не только индивидуальное и социальное «физическое (материальное) выживание», но индивидуальное и социальное «духовное (религиозное) выживание».

Таким образом, всемирная история – это двуединый процесс, состоящий из двух противоположных исторических трендов, и сохраняющий поэтому «раздвоенность» и человека, и социума в течение всего времени их существования между двумя взаимосвязанными формами выживания – «физическим выживанием» и «духовным выживанием». И такая «раздвоенность» является одной из главных и практически непреодолимых (периодические генерируемых) причин всех типов конфликтов, в том числе мировых и локальных (региональных, страновых) войн и революций в течение всей всемирной истории.  Как цивилизационных, так и религиозных, экономических (научно-технических) и политических войн и революций, составляющих, в конечном счете, содержание всемирной истории, в том числе глобальной и локальной (страновой) экономической истории. 

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.