СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Заголовок

Евразийская интеграция

Print

Большая Европа – от Лиссабона до Владивостока. Потенциал сотрудничества и вызовы современности

Проблемно-тематический контент направления – с участием участием российских и зарубежных ученых и экспертов:

Истоки формирования основных приоритетов современной мировой экономики и политики находятся в исторических тенденциях экономической и политической глобализации. Распад колониальной системы во второй половине XX в. дал новый толчок глобализации, которая сопровождалась беспрецедентным в мировой истории ростом добычи и использования природных ресурсов. Одна из причин такого роста – непрерывное увеличение объемов затрат на воспроизводство и развитие современного мира, и поэтому – усиление экономической и политической конкуренции за мировые и национальные ресурсы, за равномерное («справедливое») распределение на мировом и национальных уровнях этих затрат. Как базовой тенденции мировой истории, определяющей основные тенденции и особенности мировой и локальной экономики и политики.

Это связано с тем, что основные проблемы – противоречия и конфликты современного мира по-прежнему формируются в рамках дихотомий «центр – периферия», «глобализация – локализация», «транснационализация – национализация». Поэтому в будущем будет усиливаться конкуренция за мировое и национальные богатства – ресурсы, капиталы и доходы, что будет сохранять условия для периодического воспроизводства экономических и политических кризисов. Такие кризисы получают лишь все более синхронный и глобальный характер, периодически «взламывают» национальные экономические и политические системы и «втягивают» их, в том числе Россию, в мировые экономические циклы, адаптируя к ним их политику, обостряют старые и создают новые мировые и локальные экономические и политические конфликты.

Россия всегда стремилась позиционировать себя – и в рамках Российской империи с 1721 по 1917 гг., и в рамках СССР с 1922 по 1991 гг. – в качестве мировой державы, обеспечивающей интеграционную связь Запада и Востока в экономике и политике на евразийском пространстве. В последние годы в России вновь приобрели актуальность вопросы выявления ее политического и экономического места в мировой истории. А именно - возвращения Россией дважды потерянного за 100 лет статуса активного субъекта мировой истории – мировой экономики и политики. Первый раз - в результате распада в 1917 г. Российской империи, восстановленного в СССР в 1945 г. Второй раз - в результате распада СССР в 1991 г. Как минимум, с 2000 г. происходит новая попытка восстановления Россией активного субъекта мировой экономики и политики.

В эпоху «одновременного расцвета и перелома» в XII-XV вв. мировой римской цивилизации, ослабления римско-католической церкви и усиления светской властиначинается возвышение Московского царства. Хотя с принятием в 988 г. христианства Россия (в формате Киевской Руси) сразу же включилась в той или иной мере в общемировые ритмы экономического и политического развития, изначально находясь под влиянием Второго Рима – Восточной Римской империи. Включенность России в этот ритм была нарушена расколом христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную церкви, что и стало одной из причин ослабления церковной и усиления светской власти и идеологии в Европе. Более того – длительного противостояния ключевых субъектов мировой истории - Запада (в последствие - и США) и Востока в экономике и политике.

В итоге такого ослабления, в середине XV в. Византийская империя распалась, византийские ученые эмигрировали в университеты Италии, Франции и Англии, вдохнув новую энергию в европейский Ренессанс античными традициями, а также оказав существенное влияние на Реформацию в Европе. Начиная с XVI в. эстафету в борьбе двух претендентов на наследство Римской империи – Запада (Европы) и Востока (Византии) – принял новый активный субъект мировой истории – Московская Русь. Это была независимая евразийская империя, которая имела собственные автономные центры внутренней и внешней политики – самодержавного царя и патриарха. Это и заложило основу многовековой экономической и политической «особости» России, которая была обусловлена важным обстоятельством научно-образовательного характера.

Так, в Московском царстве в период распада Восточной Римской империи и вынужденной эмиграции византийских ученых не было университетом, и поэтому Россия является преемницей Византии преимущественно в религиозном аспекте, став на многие столетия, вплоть по настоящее время, главным оплотом православия. Тогда и появилась концепция такой «особости» – «Москва – Третий Рим», изложеннаяв конце XV – начале XVI вв. Фактически, эта концепция стала итогом перелома после Флорентийской унии 1439 г. – упадка авторитета греческой церкви и права Византии на политическое лидерство. Миссионерская роль Русской православной церкви на многие века вперед приобрела интеграционный характер на огромных евразийских пространствах. Падение Второго Рима в 1453 г. закрепило этот перелом и интеграционные процессы.

Такой перелом был обусловлен во многом трансформацией Священной Римской империи, созданной в 962 г., одновременно с христианизацией Киевской Руси, в Священную Римскую империю германской нации в 1512 г. и началом Реформации в Германии. После этого для Московской Руси и Российской империи возникла стратегическая дилемма, которая исходила из традиции ее связывания как с Востоком – Византией, так и с Западом – Римской империей. Интегрироваться с Европой или создавать новую цивилизацию вместо Византии. В итоге было принято решение – московские государи являются преемниками византийских императоров, которые являются преемниками римских. Благодаря этому, Россия стала наследником Запада через наследование Востока. Тем самым, были заложены две мировоззренческие и политические традиции – западная и восточная.

Разрыв отношений России и Англии в конце XVI в. сыграл важную роль в ориентации России на Восток, экспансии в Азию. Утверждение патриаршества в 1589 г. официально закрепило статус Москвы как Третьего Рима, сделав ее основой идеологии русских царей и начала массированной экспансии на Восток – начала колонизация Сибири с 1590 г., в целом – евразийской интеграции. Москва окончательно приняла на себя религиозные, политические и идеологические функции Третьего Рима (особенно с началом династии Романовых в 1613 г.). Новое положение России - как евразийской державы вызывало новые для нее военные, геополитические, политические интеграционные обязательства и права, которые трансформировались позже в такие имперские интеграционные проекты на евразийском пространстве, как Российская империя – с 1721, и СССР – с 1922 г.

Интеграционная дихотомия «Запад – Восток» (в различных ее интерпретациях – «религиозная и светская власть», но в исходном архаическом понимании – дуалистические категории, отражающую «единство противоположностей») была зафиксирована на гербе Российской империи. Кроме России, главным претендентом на наследство Римской империи была Священная Римская империя (вплоть до распада в 1806 г.). Обе французские империи (Наполеона I и Наполеона III) также считали себя наследниками Рима. Концепция «двуглавого орла» имела многовековую «имперскую» историю. Древнейшее изображение такого орла датируется XIII в. до н.э., являясь символом хеттских царей. Одно из проявлений древнеегипетского бога Гора «Гор двух горизонтов», или «Бог обоих горизонтов», Запада и Востока (в различных – религиозных и светских смыслах).

В Священной Римской империи герб с двуглавым орлом появился в 1400 г. Впервые двуглавый орел – фамильный герб последней византийской династии Палеологов – появился в качестве государственного символа на печати одной из грамот, выданной в 1497 г. Московским царем Иваном III. Помимо утверждения единства дихотомии «Запад-Восток», принятие этого символа означало стремление к равенству с европейскими монархами, прежде всего – равенству императору Священной Римской империи, наиболее крупной империи средневековой Европы. И такое стремление имело основания, особенно после освобождения Московского царства от монголо-татарского ига в 1480 г., открывшего путь к экспансии на Восток и положившего начало выстраиванию «евразийского интеграционного проекта» в рамках Российской империи с 1721 г.

В конечном счете, конкуренция за мировое и национальное богатство представляет собой конкуренцию за глобальную и локальную (региональную) инфраструктуру – за естественную и искусственную среду обитания человека и социума, их физическое и духовное выживание, которая и является главной причиной мировых и локальных конфликтов в мировой истории. Такая конкуренция усиливается по мере трансформации естественной среды в искусственную среду, которая получила толчок с конца XVIII – начала XIX вв. – с генезиса Французской революцией экономической и политической глобализации, мировых экономических циклов. С этого времени главная задача мировой и локальной политики, в том числе современной – смягчение экономических кризисов, согласованное распределение «затратной нагрузки» в мировой и локальных экономике.

Решение этой задачи в решающей мере зависит от конфигурации мирового экономического и политического порядка, а именно – от модели «центр – периферия», особенно, от степени «идеальности» и «справедливости» мирового центра. Именно в силу «неидеальности» и «несправедливости» любых мировых экономических и политических центров в мировой истории – является ли это Римская империя, Восточная Римская и Священная Римская империи, Британская и Российская империи, в том или ином имперском формате СССР и США XX – начала XXI вв. – полномочия таких центров всегда оспариваются нарождающимися империями. А именно – новыми, более эффективными инфраструктурными проектами, ведущими, в конечном счете, к распаду старых центров и началу новой волны экономической и политической глобализации.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Партнеры и коллеги




        

        

ВСЕ ЛЮДИ ОТ ПРИРОДЫ СТРЕМЯТСЯ К ЗНАНИЮ

Аристотель, Метафизика

Контакты

ДИРЕКТОР
Директор - научный руководитель:
Айрапетян Мамикон Сергеевич
доктор экономических наук, профессор

Заместитель директора:
Алещенко Наталья Евгеньевна




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского 82,
корпус 2, этаж 2, офис 214

Телефон: +7 (916) 958-30-39
E-mail: rus-ital-center-emba@ranepa.ru
aleshchenko-ne@ranepa.ru
Написать